среда, 30 июля 2014 г.

Из истории города Химки

В газете "Северная пчела" от 05 ноября 1851 года был дан перечень всех железнодорожных станций магистрали. Первой от Москвы была станция "Химская" - так первоначально звучало ее название. Согласно "Положению о движении...", все станции дороги были разбиты на 4 класса. Химская была отнесена к четвертому и на ней полагался один кассир, начальник станции и его помощник, а также жандарм для охраны порядка. На станции останавливались все поезда, а пассажирские на 10 минут. В это время выгружали или загружали почту.
До 1917 года по железной дороге из Петербурга в Москву и обратно проходили царские поезда. Вагоны царского поезда были синими, с белоснежными крышами и золотым гербом на каждом. Перед поездом проходила дрезина, проверяя путь. Поезда обычно шли очень медленно. Народ на станцию не допускался. Пристав с казаками стояли вдоль платформы навытяжку, отдавая честь. Конные казаки провожали царский состав до границы поселка.
В те годы на здании вокзала висел колокол, в который звонили перед отправкой поезда. На платформах были повешены почтовые ящики для писем: красные - на Москву, желтые - на Петербург.
Здание Химкинского вокзала было деревянное, украшенное резьбой, с залом ожидания и буфетом. Рядом с ним была водокачка, из которой заливали водой паровозы. Химская была одной из станций, где более всего было развито пассажирское движение. Она обслуживала окрестную дачную местность.
Со временем вдоль железной дороги стали появляться новые дачи и поселки, а затем новые остановки. В 1870 году были открыты полустанки Сходня и Петровское-Разумовское, а затем Ховрино, позже Фирсановка. В 1916 году была открыта платформа Подрезково.
После Октябрьской революции первая в России железная дорога изменила свое название.
В конце 1920-х годов на перегоне между Химками и Подрезково у деревень Филино и Новодмитровка была открыта железнодорожная платформа Первомайская. 1 мая 1928 года платформу Первомайскую переименовали в Планерную.
В 1852 году на Петербургско-Московской железной дороге в движении воба конца находились 4 пассажирских и 8 товарных поездов в сутки; в 1892 году - 22 пассажирских сквозных, 12 пассажирских местных и 60 товарных поездов в сутки. Каждый пассажирский поезд состоял из паровоза с тендером и пяти разноцветных вагонов. Вагоны первого класса были голубыми, второго класса - золотисто-желтыми, третьего класса и багажный - зелеными. Освещались вагоны свечами, отопления не было. В зимнюю стужу для вагонов 1 и 2 классов нагревали кирпичи и помещали в железные ящики под ноги пассажирам. На промежуточных станциях остывшие кирпичи заменяли горячими. Вагоны 3 класса не обогревались. При покупке билета необходимо было предъявить паспорт, все данные из которого записывались в специальную книгу, которая находилась под надзором полицейских властей.
Пассажирские поезда ходили со скоростью 37,5 версты в час. Весь путь между столицами (604 версты), включая время стоянки на станциях, занимал 22 часа. Товарные поезда курсировали в составе 22 вагонов со скоростью 15 верст в час и с грузом по 500 пудов на каждый вагон. Путь от Петербурга до Москвы они проходили за 48 часов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий